(423) 240-10-22, 240-28-18

 г. Владивосток, ул. Уткинская, д.32, оф.23
e-mail: office@aziatek.ru

Новости

Китай завязывает шелковый пояс с помощью России

23.04.2015

Россия и Китай готовятся к подписанию исторического двустороннего договора о сотрудничестве в рамках Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП).

Говоря о значении проекта «Экономический пояс Шелкового пути» для России, Сергей Лавров отметил, что для нас очень важно стремление китайских партнеров «уважать российские интересы». Эта позиция нашла отражение в коммюнике, подписанном 20 мая 2014 года по результатам визита в КНР В.В. Путина. «Россия считает важной инициативу Китая по формированию Экономического пояса Шелкового пути и высоко оценивает готовность китайской стороны учитывать российские интересы в ходе ее разработки и реализации. Стороны продолжат поиск путей возможного сопряжения проекта ЭПШП и создаваемого Евразийского экономического союза. В этих целях они намерены и дальше углублять сотрудничество между компетентными ведомствами двух стран, в том числе для осуществления совместных проектов по развитию транспортного сообщения и инфраструктуры в регионе», – заявил глава МИД.

О решении России принять участие в стратегии ЭПШП заявил в марте 2015 первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов в ходе Азиатского экономического форума в Боао: «Мы рады возможности наращивать сотрудничество в формате Китай – Евразийский союз... Свободное движение товаров и капиталов в рамках ЕАЭС сближает экономики Европы и Азии, что перекликается с инициативой Экономического пояса Шелкового пути, выдвинутой китайским руководством. Мы в РФ уверены, что совместная работа по развитию евразийского партнерства и Экономического пояса Шелкового пути создаст дополнительные возможности для развития стран Евразийского союза и Китая».

ЭПШП в целом способен предоставить России новые немалые коммерческие возможности. Правда, только в том случае, если Россия разумно, стратегически взвешенно, на выгодных для себя условиях примет участие в этом проекте, опирающемся на серьезные возрастающие экономические амбиции Китая. В Пекине ясно понимают, что без сотрудничества с Россией, без её участия китайский проект Шелкового пути будет неполноценен.

Северный коридор нового Шёелкового пути проходит из Западного Китая через Казахстан в Россию, в Оренбург, и далее, как считают в современном Китае, – к Санкт-Петербургу и Балтийскому морю, а также через Белоруссию и далее через Варшаву – в Западную Европу. Это, так сказать, «традиционные магистрали» Великого шелкового пути.

Позже специалисты доказали, что не оставалось в стороне от ВШП и российское Зауралье. В 1992 году совместная экспедиция китайских, российских и монгольских ученых открыла неизвестный ранее маршрут Великого шелкового пути, который пролегал гораздо севернее традиционных.

То есть в соответствии с сегодняшним китайским вариантом Шелкового пути Россия является не только транзитером (страной, обеспечивающей транзит грузов по своей территории и получающей прибыль), но и ключевым партнером евразийского коридора в северной его части, включая арктическую зону.

Сотрудник департамента внешнеэкономических связей МИД КНР Цзинь Шэн говорит: «Россия — неотъемлемый участник стратегии Экономического пояса Шелкового пути, в которую можно интегрировать многие китайско-российские проекты, в частности программу совместного развития приграничных регионов двух стран». С точки зрения совершенно новых и очень важных для регионов РФ форматов экономического сотрудничества Китаю действительно есть что нам предложить.

Так, китайские эксперты на проходившей в городе Харбине (пров. Хэйлунцзян) первой ЭКСПО «Китай – Россия» в июне – июле 2014 года предлагали России воспользоваться концепцией создания ЭПШП для содействия развитию Сибири и Дальнего Востока через совместное строительство автомобильных и железнодорожных магистралей, превратив эти регионы в Восточный транспортный узел и туристическую мекку.

Северная провинция Шэньси заявила о намерении создать в рамках Экономического пояса Шелкового пути зону свободной торговли (ЗСТ), ориентированную на Россию.

«Соответствующая заявка будет подана в Госсовет КНР в нынешнем году», – сообщил на мартовской 2015 года сессии Всекитайского собрания народных представителей депутат этой провинции Ван Цзюнь. По его словам, в новой ЗСТ будут действовать режимы упрощенного таможенного оформления и возврата импортно-экспортных налогов для товаров из РФ и КНР, осуществляться прямые расчеты в национальных валютах. Главное место в ЗСТ будет занимать российско-китайский технопарк, соглашение о создании которого было ранее подписано премьер-министрами наших стран. Уже начато строительство первой очереди технопарка, ведется целый ряд переговоров китайских компаний с российскими партнерами о создании совместных предприятий и исследовательских центров на территории технопарка.

В стратегию ЭПШП будет включен и «План взаимодействия в нефтегазовой сфере с Россией и странами Центральной Азии». Этот план «позволит Китаю укрепить национальную энергетическую безопасность, а России и странам Центральной Азии углубить диверсификацию поставок энергоносителей».

Внимательно наблюдают за продвижением ЭПШП и в российских регионах. Так, власти Югры предложили синхронизировать развитие инфраструктуры Приполярного Урала и Арктического региона с китайскими планами по возрождению Великого шелкового пути. «Мы заинтересованы в том, чтобы наш маршрут мог стать северным ответвлением нового Шелкового пути, частью глобального коридора Арктика – Азия», – c таким заявлением выступила губернатор ХМАО Наталья Комарова на 10-м заседании форума Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Дополнительные возможности в контексте реализации Китаем ЭПШП открываются у России после вхождения в ее состав Крыма. Как известно, Судак (Генуэзская крепость) издревле являлся западными воротами Великого шелкового пути. Важными торговыми пунктами на этом пути были Феодосия и Керчь.

От них шли разветвленные морские торговые маршруты в Византию и далее в Европу. С учетом этого вхождение Китая в Крым на правах инвестора выглядит вполне оправданным, даже на фоне продления Западом антироссийских санкций.

Подытоживая вышеизложенное, необходимо подчеркнуть, что на современном этапе участие России в проекте Экономического пояса Шелкового пути не имеет альтернативы. В руководстве нашей страны это понимают. Следующий этап – наполнение политических договоренностей практическим содержанием, на что должны быть направлены имеющиеся в РФ механизмы поддержки предпринимательства.

ТПП-Информ, tpp-inform.ru
 

Назад

© «Азиатская транспортно-экспедиторская компания», 2018

Продвижение сайта TopWebDesign.ru

Web-canape

   

Главная | Карта сайта | Обратная связь

690091 РФ Приморский край, г. Владивосток
ул. Уткинская, д.32, оф. 23
тел. 8 (423) 240-10-22 , 240-28-18
e-mail: office@aziatek.ru